Селекционные «фокусы» (несуществующие сорта растений)

Была в советское время песня о спорте и были там слова: «…мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!». У нас же сейчас пойдет речь о рекордах селекции одной из отечественных семеноводческих компаний. Эта компания не единственная, но ее пример как нельзя лучше отражает ситуацию в области селекции семян. Правда, язык не поворачивается назвать это селекцией.

imageКрасивое название сорта — уже половина успеха

Лаконичное и звучное название «продукта» приносит удачу многим разработкам в сфере науки и техники. В мире растений точно так же.

Игра слов — и готов новый привлекательный гибрид популярной культуры. Вот вам и новинка сезона, и обновление ассортимента. Для повышения продаж это очень важные составляющие. Вдобавок, такой новинки нет у конкурентов, а значит клиенту ничего не остается, как купить ее у фирмы – монополиста. Таких монополистов в мире единицы, а в России — каждый третий. Можно порадоваться за наших «селекционеров»? Да нет, радости тут мало. Большинство новоиспеченных новинок – старые, проверенные временем, или известные и популярные сорта современной зарубежной селекции. Таких «хитов сезона» обычно много и не предлагается, иначе покупатель заподозрит неладное. Небольшие компании – «труженики». Именно они выращивают семена различных культур (только сорта) российских и зарубежных фирм, продавая большую их часть монополистам рынка, которых всего не больше десятка в России. Им же, совсем не выгодно рекламировать такие семена под давно известными названиями, и они их позиционируют под новыми, как новинки рынка. Получается подделка? Ну и что, зато прибыль от таких манипуляций просто огромная.

Как определить «подделку»

Тут все не сложно. Заходите в Интернет, набираете название культуры и новоиспеченного сорта на английском языке и внимательно изучаете информацию на иностранных сайтах. Если под таким названием вы ничего не нашли, значит иностранные селекционеры не разрабатывали данный сорт. Тогда ищите такой сорт среди российских производителей.

Если же его предлагает лишь один продавец, значит это исключительно его бренд. Далее, хотя бы приблизительно, определите возможности компании в области генетики и селекции растений. Возможно, имеются доступные фотографии питомников, научных лабораторий, выставочных стендов компании, описания научных разработок и лабораторных исследований. Поверьте, у серьезного производителя они есть. Первым делом, в разделе «О нас» прочитайте все о компании. Проявите упорство, и вы найдете нужную информацию. В действительности, новый сорт могут разработать лишь с-х академии, НИИ, профильные Университеты и опытные станции. К примеру, у нас есть научно – исследовательский институт картофельного хозяйства (ВНИИКХ им. Лорха). Учреждение не занимается выведением новых сортов огурцов и прочих культур – только картофель. Есть, правда, более широкий профиль, например, научно–исследовательский институт овощных культур (ВНИИССОК) и самые известные — (ТСХА, ВИР). Бывает и другая специализация – плодовые, ягодные, декоративные культуры. Но не только ученые занимаются данной проблематикой. Есть еще очень серьезные садоводы – опытники, которым в пору тягаться с крупными компаниями. В названиях их разработок часто встречаются фамилии самих авторов, хотя при «живом» авторе, вы скорее всего, не купите такие семена «на стороне». Это касается, конечно, официальных продаж. Проанализировав все вышесказанное, хорошо подумайте и решите, способна ли компания на такие селекционные «подвиги». Справедливости ради стоит отметить, что некоторые компании действительно кое — что создают самостоятельно, и в действительности, таких примеров не так мало. Все это касается исключительно новинок рынка семян.

Непридуманная история

Поучительным примером является одна из последних новинок компании «Русский Огород» (НК Семена) — ремонтантная ежевика сорта Гарден Дилайт (Garden Delight). Сорт представлен как бесшипый, ремонтантный. Именно эти параметры и являются ключевыми в нашем рассказе. Полное описание сорта пока еще можно найти на сайте «Русский Огород» (11.2016). Естественно, он запатентован как (ТМ) — торговая марка, что, конечно же, отражено в описании сорта. Никаких сведений о нем на зарубежных сайтах нет. Тут же хочется переделать слоган компании «Русский Огород» – «Лучшее из возможного!», на «Невозможное – реально». Вы спросите, откуда такие сомнения, недоверие и сарказм по отношению к уважаемой компании?

Анализируем ситуацию

По состоянию на 2016 год в мире созданы несколько сортов ремонтантной ежевики. Из них только два сорта не имеют шипов. Главным центром разработки всех ремонтантных сортов ежевики является Арканзасский Университет, штат Арканзас, США. Работы по созданию ремонтантных сортов ежевики ведутся там более 20 лет. За это время на рынок вышли такие ремонтантные сорта: Блек Меджик (совместно с Великобританией), Рубен, Прайм – Арк 45, Прайм – Ян, Прайм – Джим, Прайм – Арк Фридом (без шипов) и последний абсолютно новый, 2015 года, только недавно поступивший в продажу, промышленный сорт Прайм – Арк Тревелер (без шипов).

А как же Гарден Дилайт? Он, видимо, был создан в научных лабораториях компании «Русский Огород»?

Полеты в космос и другие мировые рекорды

Как сообщает сама компания, семена ее селекции даже летали в космос! Но видимо, эта информация настолько засекречена, что в интернете нет освещения этого события. Какая это культура, сорт? Между тем, общедоступны очень подробные материалы по выращиванию некоторых растений в космосе за период 1985 – 2015гг., но там нет упоминаний о производителе этих семян. Опыты с семенами в космосе проводятся уже более 30 лет. В данном случае, решающим фактором является всхожесть семян и нет никакой разницы, кто их предоставил на испытания. Для Роскосмоса, это уж точно не важно. Сложно представить, что семена других производителей не взошли бы в аналогичных условиях.

Красочные описания собственных селекционных достижений компании не более, чем слова. Основное направление деятельности – закупка семян и рассады и саженцев российской и зарубежной селекции, их фасовка и продажа под собственными названиями. Вот почему такие сорта больше нигде не встречаются. По всему видно, что количество новинок в «Русском Огороде» за сезон сопоставимо с аналогичным объемом разработок во всем мире! Но, это только домыслы — «Русский Огород» — крупнейшая в мире семеноводческая компания! (По заявлениям самой компании)

Политика и тактика компании «Русский Огород»

174814-gk-russkii-ogorod-nk-1280x768Компанией не принято предоставлять информацию о том, как, когда и где проводились ее селекционные изыскания и опыты и что нового было разработано и внедрено компанией. Это довольно странно, ведь такие подробности всегда вызывают больший интерес, доверие и уважение. Скорее всего, объемы работ и загруженность специалистов концерна НК просто не позволяют в полной мере отразить все их достижения. Нет ни времени, ни возможности. Следует отметить, что другие производители имеют научные или рекламные описания своих селекционных изысканий.

Бренд, или имитация статуса

Продукция компании «Русский огород» отличается чудовищной пересортицей. Сама же компания давно выбрала политику – деньги, деньги, и только деньги, а интересы покупателя уже давно для нее стали второстепенными. Клиент сделал предоплату заказа – теперь о нем можно забыть. Замена сорта в заказах производится без согласования. Возврат денег исключен! Но вернемся к нашей ежевике.

Стоит обратить внимание покупателей на то, что в России давно никто не занимается селекцией ежевики. Последние работы проводились Мичуриным И. В. еще в 1901 – 1904 году.

На ум приходит мысль о том, что под названием сорта Гарден Дилайт скрывается совершенно другой сорт, например, селекции Арканзасского Университета, но скорее всего, ни о какой селекции и ремонтантности сорта речь вовсе не идет. Указанная цена слишком мала для нового ремонтантного сорта. Покупателю тут стоит не радоваться, а серьезно подумать из чего эта цена сформирована.

Плодоношение купленных вами саженцев наступит через пару – тройку лет. Когда же садовод, наконец, увидит несоответствие заявленным качествам культуры, сорт Гарден Дилайт исчезнет как «утренний туман».

Рейтинг компании «Русский Огород»

Среди производителей семян в России НК Семена имеет достаточно низкий рейтинг. По сути, «Русский Огород» тут вообще не виноват, ведь часто семена бывают невсхожими еще до закупки компанией. Просто эти закупки довольно выгодны, а стоимость крупных партий таких семян стремится к нулю.

Некондиция, просрочка и пересортица – три составляющих такой работы.

Вспомним о хорошем

Неужели все так плохо? Конечно же нет. Есть у концерна качественные и отборные профессиональные семена. Дочерние компании «Профсемовощ» и «Профсемцвет» плохого не предлагают. Кому охота вести тяжбы с крупными хозяйствами и оптовиками. Их не так и много, к тому же, многие из них — постоянные клиенты. А как же мы? Для нас – чудесная демонстрационная площадка в Щелково, где действительно показано все лучшее из возможного.

 

Полезный совет

  1. Покупайте всем известные и распространенные сорта семян российской, а лучше, зарубежной селекции. Репутация зарубежных производителей гарантирует достойное качество продукции.
  2. Всегда проверяйте предлагаемую продавцом информацию о товаре в нескольких источниках.
  3. Если есть даже небольшие сомнения, лучше воздержаться от покупки, ну, а захотите «пустить деньги на ветер» — закажите садовые новинки в подобных «русских огородах», где продают все «лучшее из возможного».
  4. Не ленитесь читать отзывы на форумах. Учитесь на чужих ошибках!
  5. Возьмите за правило, всегда оставлять понравившиеся семена от плодов собственного урожая, правильно храните их до посадки и тогда, вы никогда не останетесь без урожая. Помните, бывают ситуации, когда «лучшее, из «возможного» – враг хорошего».

_rosa-floribunda-garden-delightСуществует сорт розы Garden Delight, селекция фирмы W. Cordes and Sons, Германия 2001г. Название сорта розы «Garden Delight TM» является официальной торговой маркой компании, патент № 22.539.

Есть еще несколько товаров с аналогичным названием, но их марка относится к товарам других категорий. Вся информация по патентам доступна.

Взгляд со стороны

«В селекции важно быть увлеченным, ведь это такая наука, где конечный продукт (сорт, гибрид) может создаваться 5 – 7 – 10 лет. Когда у нас гордо заявляют, что в реестр внесено столько – то новых сортов мне просто смешно…»

Сергей Гавриш

Основатель компании «Гавриш», профессор, селекционер. (Выдержка из интервью С. Гавриша, 21. 05. 2014. growlife.ru).

P.S.

Все сказанное выше, это личный опыт, информация бывших работников компании, отзывы реальных покупателей. Это анализ работы ряда семеноводческих компаний, основанный на отчетах таможенной службы о закупках семян и статей специалистов о семеноводстве и плодоводстве в России.

 

Автор — Happy Planter.

Размещено с разрешения автора.

Ответить:

Ваш email не будет публичным.

Подвал сайта